Социофобия (социальная тревога)

Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.

А.П.Чехов «Человек в футляре»

              Сталкиваюсь в личной практике с тем, что мне задают тихо неловкие вопросы про страх быть замеченным другими людьми: выступать с докладом, уверенно говорить на улице или ресторане, страх кушать еду открыто на людях, высказывать свое мнение в компании знакомых и не знакомых людей, переспросить сумму товара на кассе, страх писать при ком-то и читать в слух, страх похода в общественный туалет, в конечном счете, страх отказать. При этом сами клиенты внешне достаточно мастерски научаются маскировать эту проблему, так сказать оставаться в тени и особо не отсвечивать. Как буд-то их проблема на столько мелкая и не значима, что озвучивать ее просто стыдно, чтобы не показаться глупым, или не умеющим чего-то, или не знающим что-то. И в этой статейке я хочу показать базовые вещи, которые формируют такую очень распространенную в мире штуку, как социальная тревога или социофобия. Социофобия всегда, как правило, дополнена еще смежными страхами: страх высоты, страх глубины, страх насекомых, страх закрытых дверей и т.п. Какую историю имеет социофобия? По каким причинам она формируется? И так, социофобия — это следствие сочетания нескольких причин: опыт буллинга в подростковом возрасте, закрытый тип семьи, воспитание методом пристыживания попыток любой новой активности, врожденная гиперподвижность вегетативной нервной системы, развод родителей, оценивающая, критикующая и требовательная обстановка в семье, алкоголизм и трудоголизм в семье, гиперопека с гиперпротекцией, а также гипоопека, как вторая крайность. Особенно яркие оттенки имеет социофобия в подростковом возрасте, когда закладываются, а может и подтверждаются, основные убеждения у молодой личности об окружающем Мире. Именно в этом этапе происходит выбор в сторону закрытости или открытости к жизни. Смелости сказать новому «ДА!».

             Суть появления новизны в жизни в том, что мы каждое утро рождаемся в новом состоянии и после каждого сна мы становимся на капельку еще более старше. Мозгу свойственно забывать неприятное, но помнить хорошее, чтобы стремиться опять-таки повторять хорошее. Обесценивая менее хорошее, мы тянемся к более хорошему. Это постоянное стремление к лучшему, возвращает нас обратно к биографически более ранним ощущениям безопасности и комфорта, где можно было всегда отдохнуть, погреться и расслабиться. И каждый из нас с детства любит, чтобы ему говорили что-либо хорошее и успокаивающее, оценивали его с хорошего угла зрения, верили ему. В этом есть и поддержка, и мотивация делать что-то благое в свое удовольствие, творить. Но может быть так, что человек ставит на кон только единственную потребность оставаться в безопасности и комфорте. Тогда доступ к другим формам ресурса в конкурентном Мире становиться закрытым, как и возможность роста. Социофобия — это своего рода избыточная и неадекватная тревога для самостоятельного проживания, которая возникает в состоянии незнакомой для себя «роли» и непривычном месте. В ситуации, где актер встречается с разнообразием настроений зрителей и ними же может быть оценен. Социальная тревога вызывается легко: можно просто остановится на месте в толпе людей и словить на себе взгляды тех, кто мимо проходит. Но, а то что они подумают в данный момент — просто дофантазировать в негативном контексте.

Каков же механизм развития этого беспокойства за неуместность среди других?

ВО-ПЕРВЫХ: Социофобия сама по себе избыточна из-за малоопытности пребывания в ситуациях публичной открытости. Например: если я никогда не ходил в гости, то любой первый поход в гости вызовет у меня неадекватную тревогу перед чем-то новым, с которой нужно будет как-то справляться. Тревога сама по себе дает нам сигнал, что вероятней всего произойдет что-то новое (новая встреча, новая информация, новое увиденное). Но поскольку еще ситуация не наступила и невозможно пока понять адрес страха, то «человеку в футляре» лучше оставить все нерушимым, нетронутым и вообще не дыша замереть на месте.

ВО-ВТОРЫХ: Если я не знаю, что делать в подобном случае, то я буду обращаться к формам избегающего поведения, чтобы не соприкасаться с тревогой вообще. Это уход в себя, молчание, чтобы не показаться глупым, беседа с одним собеседником тихим голосом, чтобы третий не услышал, ношение скромной одежды, чтобы не выделяться, это формальные ответы, чтобы стать скучным и другие просто отстали, поход в гости только на 15 минут, это постоянная спешка в речи и движениях, чтобы не было шансов пересечься взглядами с другими, это постоянные извинения, чтобы просто быть принятым и т.п. Ну и, чем больше я буду себя сдерживать и контролировать, тем больше я буду понимать, что новая ситуация у меня вызывает дополнительный стресс, ведь я не расслабляюсь, а стабильно напрягаюсь.

В ТРЕТЬИХ: По-скольку поход в гости вызвал у меня много стресса, то я поставлю крест на этом и отрублю данный канал исследования Мира. Буду оставаться в знакомом мне месте и вспоминать про новые возможности, как про неотразимый страх, мысли о котором у меня вызывает еще больше стресса. Свое рода, в голове одни и те же накручиваемые мысли «а что, если..?» ( ментальная жвачка) даже в зоне безопасности может приносить дистресс.

В ЧЕТВЕРТЫХ: Благодаря дару фантазии человеку дано видеть перспективу будущего через призму прошлого. Фантазия дает громадные возможности строить Мир так, как мы этого хотим. Масштаб и спектр воображения напрямую связан с тонусом актуального настроения и личным неподдельным детским опытом. Поскольку социофобия — это путь к одиночеству, то чем больше я буду находиться в своем «внутреннем мирке», в самоизоляции, тем больше я буду дофантазировать причины проблем в себе, фокусировать внимание на себе, на своих телесных ощущениях. И этот нездоровый навык самокопания в следствии сыграет против меня жуткую игру: в совершенно новой обстановке я еще быстрее растеряюсь, покраснею, начну потеть, тревога мгновенно затопит все мое тело и мое напряжение могут заметить другие. А поскольку я умею очень хорошо фантазировать, то я начну верить, что эти люди думают про меня так, как я этого хочу. Вот и замыкается цикл в повторяющийся круг одного и того же.

ПЯТОЕ: в знакомых мне ситуациях я буду постоянно вырабатывать защитные формы поведения, чтобы казаться больше, чем я есть на самом деле. Этим самым я буду предсказуемым и понятным в общении со знакомыми мне друзьями, коллегами. Например, я буду больше выпивать алкоголь, чтобы нейтрализовать тревогу и казаться самодостаточным или я буду осуждать действия других, чтобы казаться лучше их. Пятый пункт обычно стоит самым последним в задаче психотерапии, потому что данная защита, чего бы это не стоило, удерживает человека в общении. Пусть не совсем с качественным общением, но он не остается в одиночестве. Как правило, «человек в футляре» сталкивается с тем, что он может быть вполне хорошо окружен собеседниками с подобной комплекцией мышления и им может быть не долго интересно друг с другом. Главное, чтобы безопасная дистанция между собеседниками была выдержанная временем обыкновенного их присутствия рядом друг с другом.

 

 

ВЫВОДЫ: Все, что монотонно циклично — патологично, а это — не здоровье. Социофобия — это всегда хождение по кругу.  При разрыве выше нарисованных циклов, компоненты их становятся в развернутую линию, которая обычно заканчивается «троеточием», так сказать, — тупиком. И эта остановка дает возможность корректировать, переоценивать старые убеждения (интроекты) или даже прощаться с ними. Социофобия преодолевается проще при внешней поддержке, когда возможно быть мотивированным и направленным кем-то. А потом делать смело с самим собой тот или иной эксперимент. Самостоятельно также можно рискнуть и сделать подвиг, но это будет дольше по времени и энергозатратней. Из-за такого незаметного для сознания и заезженного для общества действия, как «откладывание важного на потом», доступ к внутреннему росту может остаться детской мечтой.

 

P.S.: Самая качественная победа — это победа над собой!